Даниль Хасаншин: «В продукте не нужно создавать ничего, что не давало бы рост»

Feelmore
29.08.2016
2796 4 0

Что такое Growth Hacking, пригодится ли высшее образование в жизни и почему 20 человек лучше, чем 700, рассказал Даниль Хасаншин, директор по развитию бизнеса ИД «Комитет» (TJ, vc.ru, Spark). В Челябинск он приезжал с мастер-классом на Business Weekend, двухдневное образовательное событие для специалистов в сфере бизнеса, digital и медиа.

Пока мы включаем диктофон, Даниль уже начинает рассказывать.

— У нас есть колонка Growth Hacks, ведем ее с продуктовым директором ivi.ru, а мы же не журналисты. И вот приходим к кому-нибудь на интервью, включаем айфоны. И потом нам говорят: «Вы что-то не похожи на журналистов, и вопросы у вас какие-то странные». А мы говорим: «Так мы и не журналисты». И убегаем.

— Тогда вопрос, как получилось, что, не будучи журналистом, ты берешь интервью и даже ведешь собственную колонку?

— Мне просто это нравится. Не работа журналиста, а непосредственное общение с профессионалами. Еще мне нравится, что ни одна компания не отказывала нам в интервью. Например, я нахожу какую-то тему, допустим, программатик. Что это, где об этом читать? Два года назад узнать было сложно. И я нашел на тот момент одну из наиболее активно развивающихся компаний Auditorius, договорился об интервью и приехал с вопросами, которые были интересны лично мне. Я знал, что тема узкая и потенциально она не может взорваться. Хотя материал в итоге хорошо сработал, потому что этот рынок интересен многим. Не скажу, что журналистика в целом мне интересна. Мне даже не нравится, как я пишу, хотя с точки зрения русского языка достаточно неплохо.

— Изначально образование у тебя какое?

— Два незаконченных высших. Я родился в маленьком городе в Якутии, окончил там физмат с одной четверкой то ли по русскому, то ли по английскому. Причем, не потому что я плохо учился, а потому что моя учительница говорила: «Ты раньше был плохой, а человек не может вот так взять и исправиться». И я такой: «Ну, ладно». В общем, потом я полетел в Набережные Челны. Там уже было действительно круто, по-настоящему большой город, население 750 тысяч. Спустя 2 года, на третьем курсе, я понял, что он все-таки недостаточно велик для меня. Очень сильно растут амбиции. Так я переехал в Казань, поступил заново на первый курс. Это была уже немного другая специализация, более глубокая — криптография на факультете вычислительной математики и кибернетики. Там я тоже проучился до третьего курса, потому что у меня был выбор: продолжить образование или поехать в Москву продавать свой развлекательный проект.

— Что за проект?

— Продукт, который я делал 3 года с тех пор, как переехал в Казань. Рассуждал тогда так: вот есть же парки в городе, значит, в интернете тоже должно такое быть. Еще я посчитал, что очень смешной, и начал публиковать там разные шутки. Тогда можно было воровать картинки, интернет был свободен. Когда мы продавали этот проект, в месяц там было около 2 миллионов аудитории, ежедневно около 70 тысяч. И теперь самое интересное: в 2004 году я познакомился с человеком, которого зовут Александр Кукса и который жил в Челябинске. Именно с ним мы 3 года безо всяких договорных отношений делали этот проект. Впервые я его увидел в 2007-м, когда мы оба приехали в Москву его продавать. Все спрашивают за сколько, но мы говорить не можем, да и не хотим. Я купил хорошую квартиру в Казани, он купил хорошую квартиру в Челябинске и еще осталось. Я тогда сразу же переехал в Москву, у меня по контракту был год работы. Так я и добрался до столицы.

Я сейчас вижу по молодым людям в соцсетях, что они очень дерганные, у них хаос. Это поколение в принципе такое, но чтобы им управлять, все равно нужна системность.

 — Опираясь на свой опыт, можешь сказать, что, наверное, и нет никакой необходимости в высшем образовании?

— Я абсолютно повторю твои слова: наверное, в этом нет необходимости. Образование нужно однозначно, но не диплом. Самообразовываться надо. И школа, и оба университета дали мне какую-то системность в голове. Я сейчас вижу по молодым людям в соцсетях, что они очень дерганные, у них хаос. Это поколение в принципе такое, но чтобы им управлять, все равно нужна системность. Поэтому я все-таки сторонник образования, хотя не скажу, что оно должно быть классическим. Оно может быть другим. Я не знаю, каким именно, т.к. я просто занимаюсь тем, что мне нравится.

— В «Комитет» по такому же принципу перешел? Нам, кстати, во время пресс-завтрака пришел вопрос от Романа из Сочи, сейчас зачитаю: «Спроси, какими плюшками его туда затащили?»

— Плюшки — команда, мне дико нравится каждый человек, который там работает. На прошлой работе у нас только в Москве было 700 человек, в России — 1700. И там не могут все нравиться! Я не хочу сказать, что там кто-то плохой…

— Но кто-то плохой точно есть!

— Конечно! Просто не своими устами хотел это сказать. Не люди, конечно, побудили меня уйти. Здесь такой коллектив — он на взлете, я в него верю, и здесь люди, каждого из которых я люблю и уважаю. Люблю в прямом смысле слова. Зарплата у меня здесь не больше, поэтому все решил именно коллектив.

— Вы уже были знакомы?

— Конечно, я два года колонку вел. Хотя фактически редакцию я никогда не видел. Написал заявление об уходе и поехал в Питер знакомиться. Это был такой же солнечный и прекрасный Питер, что для него еще более странно, чем для Челябинска. В общем, это было очень странно, но я понял — вот оно!

Перед поездом Москва-Петербург я подошел к Владу [Цыплухину] и сказал: «Влад, спасибо тебе огромное за то, что ты все это сделал». Мне было очень тяжело уйти, в той компании меня любили, у меня там было все хорошо. Просто мне хотелось семьи, наверное, в каком-то роде, хотя у меня есть семья настоящая. В общем, хотелось уюта.

— И сколько человек в вашей комитетовской семье? Вообще много людей нужно, чтобы делать классный продукт?

— Каждый последующий человек, которого мы берем в компанию, становится для нас в некотором роде тяжелым. Не то чтобы нам от этого тяжело, просто они уже, как мне кажется, over. Мы уже переросли уровень хорошего среднего издания, но превращаться в холдинг все-таки страшно. Я не хотел бы этого на самом деле (хотя в глубине души хочу). Как бы странно это ни звучало.

В общем, редакционная часть у нас человек 8−10 разного формата. Есть арт-директор, технический директор, разработчики приложений. Есть руководитель специальных коммерческих проектов, еще два сотрудника для нативной рекламы. Менеджеров по продажам 4 человека. Продуктовый директор Влад, я, финансист, он же бухгалтер, аккаунт-менеджеры. Таким образом и соберется человек 20. И это правда идеальный размер.

Перед поездом Москва-Петербург я подошел к Владу [Цыплухину] и сказал: «Влад, спасибо тебе огромное за то, что ты все это сделал».

 — На пресс-завтраке мы уже начинали говорить про способы монетизации, но сейчас хочется спросить другое: реально ли на сегодняшний день делать прибыльное медиа? Все эти платные подписки, краудфандинговые кампании — это же все не от хорошей жизни.

— Мы прибыльны, а про других не хочу говорить. Как-то я брал интервью у человека из системы для аналитики медийных проектов. И он обратил внимание на интересный момент. Большинство медиа — это дополнительный продукт к какому-то бизнесу, принадлежащий какой-то компании или личностям и преследующий определенные интересы. У них нет задачи быть рентабельными. И я думаю, у вас в городе точно так же происходит. Мы же считаем абсолютно все расходы, выбираем, какой провод нам купить — за 1300 или за 700 рублей. У нас каждый сотрудник знает результат каждого месяца и (по моим ощущениям) грустит, если результат не очень.

— Это при таком-то охвате аудитории?

— Охват вообще мало что решает. У нас сейчас большая надежда и ставка на коммерческий департамент, с которым мы будем выстраивать процессы.

— Тогда если охват аудитории ничего не решает, то что решает?

— Комплекс мер. Насколько площадка интересна и симпатична для ключевых рекламодателей, насколько тесно налажена работа с рекламными агентствами и прямыми рекламодателями. У нас почти 5 миллионов аудитории, но для какой-нибудь Procter&Gamble это вообще ничто. Это как для нас рекламная кампания на 20 тысяч рублей: мы только по документообороту в ноль выйдем в лучшем случае. Вот и они на наши 5 миллионов смотрят, как мы на эти деньги. Поэтому просто аудитории недостаточно, нужен комплекс мер. Нужно что-то интересное, что сработает. Мы умеем предлагать нативную рекламу, клиенту нравится. Сейчас это у нас самое растущее направление с точки зрения коммерции. И мы абсолютно открыты. Когда у нас спрашивают охват, мы говорим конкретные цифры. Мы никогда людей не обманываем, и им это нравится. Даже если бы у нас было 100 просмотров, мы бы говорили 100. Когда человек за 100 прочтений платит 5 тысяч рублей, он получает эти 100 и говорит: «Правда, не обманули». И эти клиенты потом всегда возвращаются.

Ты можешь запускать продукт и говорить: «Вот, у меня будет аудитория девушек от 18 до 24 лет». А окажется, что ваш сервис нравится только пенсионерам. Не закрывать же от этого ресурс!

— Когда создаешь продукт, на что нужно ориентироваться в первую очередь: на рекламодателя, на аудиторию или на собственные ощущения?

— На собственные ощущения. Ты никогда до конца не узнаешь, кто твоя аудитория. Это как раз то, о чем я буду рассказывать на мастер-классе. Ты можешь запускать продукт и говорить: «Вот, у меня будет аудитория девушек от 18 до 24 лет». А окажется, что ваш сервис нравится только пенсионерам. Не закрывать же от этого ресурс! Нужно сказать: «Действительно, этот сервис нравится пенсионерам, значит, нам нужно придумать, как мы будем дальше с ними работать». YouTube изначально был сайтом знакомств, куда можно было выкладывать видеоанкеты. Теперь же там от знакомств ничего не осталось. И таких примеров масса. Изначально они ориентировались на свое желание, но потом решили пойти на поводу у аудитории.

— Вообще удается ли тебе спрогнозировать, сколько просмотров получит тот или иной материал? Стал ли ты по прошествии времени лучше в этом разбираться?

— Скажем так, я начал чувствовать себя комфортно. Я могу не читать издание целиком, но все равно ориентироваться. Я был digital-директором ELLE, например, думаете, я там читал что-то? Но я знал, что зайдет, а что не зайдет. Если опубликовать фотографию Веры Брежневой и написать хорошую подводку в один абзац, что-то позитивное и эмоциональное — это сработает. А вот большое интервью с той же Верой Брежневой может и не сработать. Огромную роль играют заголовки. Мы сейчас не говорим про заголовки Buzzfeed и прочих, речь именно про перестановку слов, акценты.

— О чем ты будешь рассказывать на мастер-классе, из-за чего кусать локти тем, кто не пришел?

— Есть такой термин, называется growth hacking. Это процесс развития продукта с целью роста аудитории. Я буду рассказывать, что это такое, как этого достигать, как к этому стремиться и почему не нужно ничего создавать в продукте, что не давало бы рост. То есть сидеть разрабатывать какой-то функционал — зачем? Это самое важное. Либо можно попробовать какой-то эксперимент провести, который плохо, криво, некрасиво, но эмулирует этот большой функционал. Мы его сделаем за один день, чтобы посмотреть, работает он или не работает. Если не работает — не делать. Вот и все. Вот про это все эта наука.

Эта наука говорит о том, что маркетологи должны быть другими, они должны понимать, что происходит в продукте. Я не люблю типичных маркетологов, которые отвечают за привлечение аудитории, а что дальше с ней происходит, им безразлично. А growth hackers — это те люди, которые находят аудиторию, приводят ее в продукт, заставляют им пользоваться, смотрят, чем они пользуются или чем не пользуются. И делают так, чтобы большинство из тех, кого они привели, пользовались продуктом. Вот о чем я буду рассказывать. Я всегда читаю лекции бесплатно (хотя вообще лекции не люблю), поэтому меня нельзя обвинить в пропаганде какой-то херни за деньги. Мне это просто искренне интересно.

Фото: SMMashing Media


+ даже больше

26 май
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
26 май
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
27 май
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
27 май
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
События / Май
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Выставка фотографий Сергея Белова «Мифологии»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
3
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Спектакль «Старуха»
Студия-театр «Манекен», ул. Сони Кривой, 79а
4
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Фестиваль вышеградской четверки «А4»
Кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Электронный проект «Астробиология»
Гастроном 16, ул. Труда, 78
Документальный фильм «Эпоха танцев»
Кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
5
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Документальный фильм «Эпоха танцев»
Кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Фестиваль вышеградской четверки «А4»
Кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
6
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
CREW S.K.A.T.E. BATTLE
памятник Курчатову
Фестиваль вышеградской четверки «А4»
Кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
7
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Фестиваль вышеградской четверки «А4»
Кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Линди-хоп вечеринка
бар BROTHERS, ул. Кирова, 110
8
9
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Спортоград
Кировка
10
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Спектакль «ЛБВЬ»
студия-театр «Манекен», ул. Сони Кривой, 79а
11
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Спектакль «Едоки»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
12
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Спектакль «Едоки»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
13
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Фестиваль языков IT’S TIME
Театральный корпус ЧелГУ, ул. Братьев Кашириных, 129
Che Market
Word Trade Center, пр. Ленина, 35
Фестиваль KRUGFEST
бар Corner Place, ул. Молодогвардейцев, 35 б
14
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Che Market
Word Trade Center, пр. Ленина, 35
15
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
16
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
17
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
18
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Показ фильма «Я и Ты»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Показ фильма «Почётный гражданин»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
19
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Лонгборд лагерь Ishimura
Златоуст, биатлонный комплекс им. С. И. Ишмуратовой
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Показ фильма «Почётный гражданин»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Показ фильма «Я и Ты»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
20
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Лонгборд лагерь Ishimura
Златоуст, биатлонный комплекс им. С. И. Ишмуратовой
Ночь Музеев
музеи и галереи города
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
FOREST FOOD
лужайка на Алом поле
Показ фильма «Я и Ты»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Курилка Гутенберга
Театральный корпус ЧелГУ, ул. Братьев Кашириных, 129
Показ фильма «Почётный гражданин»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
21
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Лонгборд лагерь Ishimura
Златоуст, биатлонный комплекс им. С. И. Ишмуратовой
Показ фильма «Я и Ты»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
MUCH Weekend в стиле Энди Уорхола
ул. Труда, 183, ТРК «Гагарин Парк», Nikaland
Показ фильма «Почётный гражданин»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
22
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
23
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Концерт группы Янке-Рандалу
клуб Moskva, ул. Свердловский проспект, 51 а
24
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Фестиваль Sci-Fi Shorts
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
25
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Фестиваль Sci-Fi Shorts
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Подрамник. Разговоры о поэзии в галерее OкNo
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Уикенд Дэвида Линча
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
26
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Уикенд Дэвида Линча
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
27
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Документальный фильм «Апрельский показ»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Всероссийский Фестиваль красок
парковка ТРК «Горки», ул. Артиллерийская, 136
Фестиваль Sci-Fi Shorts
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Уикенд Дэвида Линча
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
28
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Зеленый марафон
Легкоатлетический комплекс имени Е. Елесиной, пр. Ленина, 84
Всероссийский Фестиваль красок
парковка ТРК «Горки», ул. Артиллерийская, 136
Фестиваль Sci-Fi Shorts
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Фестиваль Sci-Fi Shorts
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
29
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
30
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
31
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а