Евгений Диксон: «Хочется, чтобы картинка на стене стала частью окружающей среды»

Feelmore
30.11.2014
2453 15 0

В каких городах востребовано уличное искусство, может ли рисунок на стене стать гармоничным элементом окружающей среды и почему на Урале не признают океана без рыб? На эти вопросы ответил художник Евгений Диксон, чьи работы можно встретить на центральных улицах Москвы и окраинах Челябинска.

— Ты занимался и граффити, и уличным искусством. Объяснишь, в чем разница?

— Граффити — узкое направление и отчасти эгоистичное, потому что чаще всего это написание своего псевдонима. Уличное искусство — понятие довольно широкое, охватывает разные сферы. Его можно разделить на, так называемые, рисунки с идеей и смыслом, просто красивые картинки и стрит-арт, взаимодействующий с уличными объектами, который как-то обыгрывает уличную ситуацию и направлен на прямой отклик, здесь и сейчас.

— В Челябинске есть такой стрит-арт, который нацелен на людей и их реакцию?

— К сожалению, нет. У нас вообще мало людей, рисующих на улицах. Если сравнивать с тем же Екатеринбургом, то здесь их можно пересчитать по пальцам. Что райтеров, что стрит-арт художников — их еще меньше.

— Если ты понимаешь, что у нас в городе этого не хватает, почему сам не возьмешь и не сделаешь такую работу?

— Я работаю на этим (смеется), всему свое время. Пока для меня важна визуальная часть, идея. С 2002 по 2009 год я писал только свое имя, потом мне надоело, а я стал рисовать каких-то персонажей, делать композиции различные. Сейчас потихоньку прихожу к тому, что включаются какие-то смыслы, рождаются концепции. Прямое взаимодействие с улицей пока мне просто неинтересно, пока я работаю с визуальной частью и с какими-нибудь идеями.

— Когда мы делали интервью с Покрасом Лампасом, он говорил, что любой масштабный объект уличного искусства становится элементом городской навигации. Приводил пример с аркой, которую расписал в Екатеринбурге. У нас в городе есть такие яркие стрит-арт объекты?

— Здесь все зависит от внимательности людей к тому, что их окружает. Возможно, какие-то рисунки становятся для кого-то ориентиром. Для меня таких, пожалуй, нет. Есть, так называемые, HOF (hall of fame) — места, где на протяжении долгого времени рисуют художники, перекрывают друг друга, а эта стена ширится и растет. Такие места становятся известными. На Лесопарковой есть такая стена, там, кстати, несколько моих работ есть, часть из них уже закрашена. Еще есть место на Шершнях, называется black spot — стена какой-то фабрики, где мы рисуем только на черном фоне. На Салавата Юлаева есть еще культовое место, где рисуют с 2007 года.

Все эти места актуальны больше для граффити-райтеров, которым главное прийти, как говорят, попшикать. Я же каждый раз стараюсь найти что-то новое, этот процесс очень долгий, заморачиваюсь сильно (смеется). Смотрю, что за стена, какое у нее окружение, сделать на ней рисунок с фоном или без, как он будет на ней смотреться. Бывает, что я смотрю на какое-нибудь место, а там на фоне дома зеленые — стараюсь загармонировать с рисунком или использовать такой же зеленый оттенок. Хочется, чтобы картинка стала частью окружающей среды, именно в этом районе, конкретно в этом месте.

— Ты только в Челябинске и Екатеринбурге рисовал?

— Еще в Нижнем Новгороде, в Миассе и в Москве. Как раз в Москве в этом году я сделал самую большую на данный момент работу — «Стихия» на 5-этажном доме. Изначально я поехал туда на «Артмоссферу», крупнейшее событие уличного искусства, которое проходило в России. Организаторы составили некий список художников, которых им бы хотелось видеть у себя на фестивале, не все смогли приехать, поэтому нас было около 50: 30 российских и 20 иностранных. Я там делал стенку 4×9 метра, а потом в рамках этой же «Артмоссферы» мы оформляли фасады домов.

Моя работа называлась «Стихия», там изображен большой парусник, который окружен абстрактными элементами. Суть в том, что это рассказ о некоем сопротивлении окружающему воздействию, от которого парусник разлетается на несколько элементов. В общем, лучше один раз увидеть (смеется). Жильцы дома остались довольны, постоянно приглашали на чай, пока я работал.

— Порисовав в разных городах, можешь сказать, чем отличается работа в Челябинске от, например, работы в Москве?

— Отличается не работа, а именно восприятие не то чтобы обычными людьми, а людьми, которые готовы этому всему помогать. В Москве или в Екатеринбурге люди, которые занимаются организацией или спонсорской поддержкой, уже понимают, что уличное искусство — это не детское развлечение и не халявное оформление города. Там люди понимают, что работают развитые авторы с сильными концепциями и стилистиками, поэтому ценят.

В Челябинске с этим довольно печально. Допустим, намечается фестиваль, я делаю эскиз или как-то контактирую с организаторами. Они начинают мне показывать московские работы за 2005 год, где нарисованы цветы и феи, и говорят: «Мы хотим символы счастья, а ваши эскизы не в тему, так что вот вам образец, сделайте так же, а краску мы вам дадим».

— Аналогичная ситуация с местными арт-объектами.

— На ужасную букву «Ч» невозможно смотреть! Может быть, они исходили из концепции пермских человечков, не знаю. Арт-объекты появляются, но они не красят город и не делают его более привлекательным для жителей или гостей.

— У тебя только фестивальные работы и так, для души, или коммерческие тоже есть?

— Есть, я работаю, если мне нравится. Недавно оформлял магазин Nike, который находится на Арбате в Москве. Ребята поменяли специфику, теперь там будут кроссовки редких лимитированных моделей и трикотаж. Это был как раз тот редкий заказ, когда меня пригласили, видя мои работы, зная мой стиль и будучи готовыми к моему видению. Все получилось очень круто, и я, и они были довольны.

— Это твой самый крупный заказчик?

— Самый адекватный (смеется).

— Давай про некоммерческие работы. Дай ориентиры, где тебя можно увидеть в Челябинске?

— На Тополиной аллее есть дома, рядом с которыми стоят большие бетонные стены, улица Академика Королева. Летом я сделал там большую работу под названием «Океан»: бирюзовый прямоугольник и несколько абстрактных элементов. Начал красить утром с валиком и палкой, мимо проходили люди со словами: «Наконец-то маляры все закрасят!» К вечеру я закончил свой прямоугольник, который выглядел как большой экран. Они спрашивают: «Это что, все?» Я говорю: «Ну да». Потом доделал еще несколько элементов, а спустя недели две пришел туда же рисовать, но уже на другой стене. Ко мне подходит женщина, спрашивает: «Не знаете, кто рисовал ту работу и собираются ли ее доделывать?» Указывает на «Океан» (смеется). Я ей объяснил, что это за работа, и она задала финальный вопрос: «Рыбки-то будут?» Говорю, будут. Хотя, конечно, никаких рыбок не было.

Фото и видео предоставлены героем.


28 Сен
IMAX 3D в «Синема Парк», ТРК «Горки»
29 Сен
к/т им. Пушкина, ул. Пушкина, 64
30 Сен
клуб OZZ, ул. Энтузиастов, 11б
События / Сентябрь
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Открытие фотовыставки Влада Михеля Corpus
арт-галерея TISHINA, ул. Труда, 197
14
15
InstaMeet Chelyabinsk
творческое пространство «3БЛОК», ул. Витебская, 4
Открытие IT-SCHOOL RUSSIA
IT-park.74, ул. Молодогвардейцев, 31
16
Поэтический фестиваль InВерсия
Государственный исторический музей Южного Урала, ул. Труда, 100
17
Поэтический фестиваль InВерсия
Государственный исторический музей Южного Урала, ул. Труда, 100
Вечеринка Waxxx 4 года
арт-пространство «Дом», ул. Профинтерна, 43
18
Поэтический фестиваль InВерсия
Государственный исторический музей Южного Урала, ул. Труда, 100
19
20
21
22
Фестиваль научно-популярного кино IMAX
IMAX 3D в «Синема Парк», ТРК «Горки»
23
Фестиваль научно-популярного кино IMAX
IMAX 3D в «Синема Парк», ТРК «Горки»
Фильм-концерт The Rolling Stones. Havana Moon
«Синема Парк», ТРК «Горки»
24
Курилка Гутенберга
Театральный корпус ЧелГУ, ул. Братьев Кашириных, 129
Фестиваль научно-популярного кино IMAX
IMAX 3D в «Синема Парк», ТРК «Горки»
Ночь короткометражного кино Kinematic shorts
к/т им. Пушкина, ул. Пушкина, 64
25
Новый набор в студию-театр «Манекен»
студия-театр «Манекен», ул. Сони Кривой, 79а
Фестиваль научно-популярного кино IMAX
IMAX 3D в «Синема Парк», ТРК «Горки»
26
Фестиваль научно-популярного кино IMAX
IMAX 3D в «Синема Парк», ТРК «Горки»
27
Фестиваль научно-популярного кино IMAX
IMAX 3D в «Синема Парк», ТРК «Горки»
28
Фестиваль научно-популярного кино IMAX
IMAX 3D в «Синема Парк», ТРК «Горки»
29
Премьера «Петербург. Только по любви»
к/т им. Пушкина, ул. Пушкина, 64
30
Концерт группы «Пасош»
клуб OZZ, ул. Энтузиастов, 11б
Премьера «Петербург. Только по любви»
к/т им. Пушкина, ул. Пушкина, 64