Популяризация науки: «Science Slam объединил нас, почти как Дом-2»

Зоя Канина
07.02.2017
3277 39 0

В десятках российских городов ученые выходят из лабораторий на сцену, чтобы просто и весело рассказать всем о своих исследованиях. Для гостей вечеринки в формате Science Slam это прекрасный интеллектуальный досуг, для ученых же — настоящий вызов. Победители слэмов из разных городов рассуждают о популярной науке, новом образовании и о том, как Science Slam помогает в личной жизни.

Денис Прокуратов, Санкт-Петербург

Физик, работает в отделе научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа, занимается исследованием применения лазерных технологий в реставрации музейных предметов. Победитель битвы Science Slam Москва-Петербург в 2015 году. Участник Science Slam Russia в 2016 году.

Я согласился участвовать в слэме сразу, не раздумывая. Правда, никому о выступлении не говорил. Знали только двое: моя одноклассница, с которой мы шли на линейке первого класса за руку, а теперь вместе работаем в Эрмитаже, и ее подруга, которая была волонтером на слэме и, собственно, пригласила меня поучаствовать. Теперь она моя невеста. Проект объединил нас, почти как Дом-2 (улыбается).

Удивился, что на слэме всё организовывают ребята моего возраста и даже младше. Звук, свет, картинка на экране, фотографы, оператор, ведущий, бармены и ребята в гардеробе. Все были молодые. На работе я привык к более старшему поколению, и такая смена стала для меня занятным небольшим шоком. Не обязательно ждать 50 лет, чтобы начать делать Вещи.

Мне понравился и запомнился момент выхода на сцену, когда слились в одно впечатление и музыка с битом, который мы выбрали минут за 10 до начала мероприятия, и свет, и внимание людей в зале. Я сначала потерялся, представился, ведущего назвал водителем, рассмеялся, и в зале засмеялись, а потом приступил к рассказу. Мою оговорку вырезали при монтаже видео, и первые слова после приветствия там контрастируют — я их произношу с ударением и улыбкой — так получилось после вырезанной оговорки про «водителя».

Слэм, по сути, помогает рекламой ученого не только перед обществом и потенциальными инвесторами, но и перед научным сообществом. О молодом ученом ведь почти никто не знает, и иногда видео на YouTube с его научно-популярным выступлением решает эту проблему. Лед ломается. Мы узнаем, кто и где занимается интересующей нас областью науки и располагает нужным оборудованием. Например, у меня был случай, когда в новой организации, где мы хотели провести исследование, ребята заочно знали меня по видео с Science Slam. Было намного легче просить что-либо сделать для нас.

Родители и среда закладывают ребенку шкалу ценностей, прививают их. Например, за пятерку в четверти или за контрольную можно ребенка повести в Макдоналдс, а можно в театр или в музей.

Я думаю, что научно-популярные проекты — это больше про образование, чем про развлечение. Ведь «образование» — это создание образа. Образа истинного мира, человека, ученого, мужчины, женщины, это основа мировосприятия и мировоззрения. Каким нужно быть, к чему стремиться, как поступать. Науч-поп подает интересную научную информацию в доступной форме, легкой к усвоению, пробуждающей интерес. А ведь очень важно человека именно заинтересовать. Если взглянуть на это с позиции воспитания детей, то ведь родители и среда закладывают ребенку шкалу ценностей, прививают их. Например, за пятерку в четверти или за контрольную можно ребенка повести в Макдоналдс, а можно в театр или в музей. Можно говорить, что идеальный мужчина — это высокий брюнет с легкой небритостью в дорогом костюме, а идеальная женщина — стройная и полуодетая с большими губами. А можно показать, что человек должен быть думающим, честным, воспитанным, увлеченным интересной работой, которую он осознанно выбрал. Нужно заботиться о формировании вкусов у нас самих и у подрастающего поколения, давать альтернативу принятым ценностям потребления из зомбоящика и рекламы.

Несколько месяцев назад я познакомился с одним аспирантом, который был родом из Молдавии, учился в бакалавриате в Дубне под Москвой, магистратуру прошел в Амстердаме, а в аспирантуру поступил в Лондоне.

Например, я раньше сам не задумывался, но у нас распространен некоторый стереотип, что учиться ты должен в одном институте: и бакалавриат, и магистратуру, и аспирантуру. Не менять годами место работы — привычка, сохранившаяся еще с советских времен. Когда я за год сменил четыре места работы, мама меня укоряла и говорила, что в ее время таких людей называли «летунами» и не очень уважали. Мне кажется, нашему образованию следует брать пример с европейского, где люди едут учиться в то учреждение, в котором наиболее сильна интересующая их отрасль науки. Туда, где будут работать лучшие эксперты области, будут проводиться передовые исследования. Несколько месяцев назад я познакомился с одним аспирантом, который был родом из Молдавии, учился в бакалавриате в Дубне под Москвой, магистратуру прошел в Амстердаме, а в аспирантуру поступил в Лондоне. На мой взгляд это и есть новое образование. Новое для нас, мир уже с этим знаком.

Сергей Абдрашитов, Томск

Физик-теоретик, изучает взаимодействие частиц высокой энергии с кристаллами, преподает в Национальном исследовательском Томском политехническом университете. Победитель Science Slam Томск в 2014 году.

Я работаю преподавателем, так что вещать в массы — дело привычное. Неожиданностью стало то, как много времени и сил уходит на подготовку действительно качественного научно-популярного выступления. Мы с женой сидели неделю: я писал текст, она рисовала картинки к презентации. И это больше никуда не пойдёт. Да и вообще за время, потраченное на подготовку, можно было расчётов сделать на статью. А за вечер слэма можно было изучить парочку статей. Но мы ведь популяризацией занимаемся не потому, что это чем-то выгодно.

Самый ошарашивающий сюрприз был в первый же день подготовки к слэму, когда нас попросили рассказать о своих исследованиях. Я и рассказал, что занимаюсь изучением излучения релятивистских частиц при каналировании в кристалле, что-то такое в общих чертах. И после моего двухминутного доклада организаторы спросили: «А что такое кристалл?»

Интересно еще, что при подготовке выступления для широких масс ответы на вопросы про актуальность и пользу исследований приходится придумывать заново. Просто для научной публики «для улучшения трэкинга и коллимации пучка» — это аргумент, а для широкой публики — нет.

Я рассказал, что занимаюсь изучением излучения релятивистских частиц при каналировании в кристалле, что это такое в общих чертах. И после моего двухминутного доклада организаторы спросили: «А что такое кристалл?»


Положительное влияние популяризации на науку довольно очевидно. Из подрастающего поколения — школьников и студентов — кто-то может заинтересоваться наукой, сделать выбор жизненного пути. Для тех, кто уже нашел дело-всей-жизни и менять его не собирается, тоже есть занятие: детям своим и чужим рассказывать, как они сходили на интересную лекцию и как учёным быть круто и престижно.

А вот отрицательное влияние несколько скрыто. Я работаю со школьниками (готовлю к олимпиадами, руковожу научными работами), и мне приходится сталкиваться с сильно дискредитированным пониманием науки. Ну, как же, школьник только что видел, как слэмер за 10 минут весело и круто рассказал про свои достижения в науке. Школьник после этого намерен потратить на науку не больше 9 минут и добиться результата не менее чем в два раза большего. Популяризация науки требует сильного упрощения повествования, зачастую приходится жертвовать научной строгостью, чтобы донести до неподготовленной публики суть. А ведь без этих скучных замечаний и примечаний никакой науки не остаётся! Во всех этих мелкостях и тонкостях кроется обоснованность суждения, логичность выводов и прочий фундамент. Сказать, что в пространстве, где время однородно, сохраняется энергия, можно за 2,6 секунды, а обоснованно это доказать неподготовленному слушателю — от нескольких часов до нескольких лет. Поэтому, когда школьнику предлагается сделать научную работу, то для начала ему надо дать тему не менее крутую, чем создание экзоскелета, и делаться она должна не дольше, чем за вечер. А его заставляют ставить опыты весь день, а потом обсчитывать всю ночь, а работу надо делать месяц. Нет-нет, по таким правилам играть неинтересно.


Мне, в принципе, понятно, когда люди начинают ненавидеть математику/физику/химию за то, что их в школе заставляли решать тупые задачи.

Мне, в принципе, понятно, когда люди начинают ненавидеть математику/физику/химию за то, что их в школе заставляли решать тупые задачи. Людям не объяснили, что решать задачки из задачника — это не физика как наука, это физика как учебный предмет. Вот вы в бутылку дунете, из неё звук пойдёт — это физика. От объёма воздуха в бутылке, площади горлышка, температуры и некоторых других факторов зависит частота колебаний звука, а описывается это всё дифференциальным уравнением второго порядка — это математика. Кстати, это уравнение можете сами составить и решить, успевающему 11-класснику будет под силу. Выпьете из бутылки — в вашем организме пойдет химия. Потом биология. А если в бутылке была не имбирная водичка, то дальше социология или асоциология (наука об асоциальном поведении). И если вас интересует, как такие штуки устроены, то вы — ученый, или скоро им станете.

Я со свечкой не стоял, но мне кажется, что общество оторвалось от науки в тот же момент, когда образование стало товаром. Это произошло не моментально, но в 1991−93 годах. История человечества от 1687 года, когда Ньютон опубликовал свою работу о математических основах натурфилософии, до наших дней — это история научно-технического прогресса. Мир сейчас такой, какой есть, потому что было много учёных и инженеров, которые придумали, реализовали, исследовали. К счастью, тягу человека к познанию и к исследованию окружающего мира не так-то просто извести. К сожалению, рецепт найден: нужно в как можно более раннем возрасте всучить человеку планшет с мультиками.

В XVII веке в Европе поняли, что если учёных содержать на государственные деньги, то и корабли начнут плавать дальше, и пушки стрелять лучше и жить станет веселее. В XIX веке это поняли, пожалуй, все. В середине XX века стало понятно, что если в рамках конкретных проектов (атом и космос) ученым и инженерам поставить фактически нереальные задачи, обеспечить их мало лимитированным бюджетом и спрашивать с них с три шкуры, то неожиданно нереальные задачи станут реализуемыми. А в конце XX века миру стало понятно, что наука сама по себе не нужна: иногда с ней можно зарабатывать денег больше, поэтому не надо финансировать всю науку, нужно только ту, которая денег приносит.

Это подводит черту над чуть более чем трёхвековым циклом государственной поддержки науки. Теперь наука — она для бизнеса, для крупных корпораций. И нужна только для того, чтобы увеличить прибыль. Объективность ˜— на второй план. Задача поставлена найти пользу у препарата, а не всё влияние на организм.

Для необразованного человека ученый — это тот, кто что-то трындит о чем-то непонятном, грузит неизвестными словами, полдня читает книгу, полдня смотрит в стену, при этом говорит, что занят тем, что думает — в общем, не работает совсем.


Получается то, что получается. Образование народу не надо — из образованных людей плохие потребители. Без образования человек учёным не станет. Для необразованного человека ученый — он бесконечно далеко, настолько, что совсем не существует. Это тот, кто что-то трындит о чем-то непонятном, грузит неизвестными словами, полдня читает книгу, полдня смотрит в стену, при этом говорит, что занят тем, что думает — в общем, не работает совсем. Ему бы лопату дать, чтобы хоть как-то поработал.

Зачем я занимаюсь популяризацией? Можно было бы написать в духе, мол это так важно для развития государства и общества. Только через научно-технический прогресс человечество вышло из тьмы средневековья в свет современной цивилизации. Это наука и техника сделали нашу жизнь легче: мы не умираем от палки, проткнувшей ногу, у нас есть свободное время на хобби. А значит от того, сколько людей будет задействовано в науке и технике, зависит итоговое развитие человеческого общества. Но по факту я просто интересуюсь физикой, и мне нравится болтать.

Фото из личного архива героев.


+ даже больше

26 май
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
26 май
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
27 май
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
27 май
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
События / Май
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Выставка фотографий Сергея Белова «Мифологии»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
3
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Спектакль «Старуха»
Студия-театр «Манекен», ул. Сони Кривой, 79а
4
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Фестиваль вышеградской четверки «А4»
Кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Электронный проект «Астробиология»
Гастроном 16, ул. Труда, 78
Документальный фильм «Эпоха танцев»
Кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
5
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Документальный фильм «Эпоха танцев»
Кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Фестиваль вышеградской четверки «А4»
Кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
6
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
CREW S.K.A.T.E. BATTLE
памятник Курчатову
Фестиваль вышеградской четверки «А4»
Кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
7
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Фестиваль вышеградской четверки «А4»
Кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Линди-хоп вечеринка
бар BROTHERS, ул. Кирова, 110
8
9
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Спортоград
Кировка
10
Выставка Сергея Сафьянова «60×90×60»
Западная башня Государственного исторического музея Южного Урала, ул. Труда, 100
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Спектакль «ЛБВЬ»
студия-театр «Манекен», ул. Сони Кривой, 79а
11
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Спектакль «Едоки»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
12
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Спектакль «Едоки»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
13
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Фестиваль языков IT’S TIME
Театральный корпус ЧелГУ, ул. Братьев Кашириных, 129
Che Market
Word Trade Center, пр. Ленина, 35
Фестиваль KRUGFEST
бар Corner Place, ул. Молодогвардейцев, 35 б
14
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска XX века из коллекции Виктора Новичкова»
Челябинский государственный музей изобразительных искусств, Пл. Революции, 1
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Che Market
Word Trade Center, пр. Ленина, 35
15
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
16
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
17
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
18
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Показ фильма «Я и Ты»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Показ фильма «Почётный гражданин»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
19
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Лонгборд лагерь Ishimura
Златоуст, биатлонный комплекс им. С. И. Ишмуратовой
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Показ фильма «Почётный гражданин»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Показ фильма «Я и Ты»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
20
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Лонгборд лагерь Ishimura
Златоуст, биатлонный комплекс им. С. И. Ишмуратовой
Ночь Музеев
музеи и галереи города
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
FOREST FOOD
лужайка на Алом поле
Показ фильма «Я и Ты»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Курилка Гутенберга
Театральный корпус ЧелГУ, ул. Братьев Кашириных, 129
Показ фильма «Почётный гражданин»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
21
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Лонгборд лагерь Ishimura
Златоуст, биатлонный комплекс им. С. И. Ишмуратовой
Показ фильма «Я и Ты»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
MUCH Weekend в стиле Энди Уорхола
ул. Труда, 183, ТРК «Гагарин Парк», Nikaland
Показ фильма «Почётный гражданин»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
22
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
23
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Концерт группы Янке-Рандалу
клуб Moskva, ул. Свердловский проспект, 51 а
24
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Фестиваль Sci-Fi Shorts
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
25
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Фестиваль Sci-Fi Shorts
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Подрамник. Разговоры о поэзии в галерее OкNo
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Уикенд Дэвида Линча
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
26
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Уикенд Дэвида Линча
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
27
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Документальный фильм «Апрельский показ»
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
Всероссийский Фестиваль красок
парковка ТРК «Горки», ул. Артиллерийская, 136
Фестиваль Sci-Fi Shorts
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Уикенд Дэвида Линча
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
28
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Зеленый марафон
Легкоатлетический комплекс имени Е. Елесиной, пр. Ленина, 84
Всероссийский Фестиваль красок
парковка ТРК «Горки», ул. Артиллерийская, 136
Фестиваль Sci-Fi Shorts
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
Фестиваль Sci-Fi Shorts
кинотеатр им. А. С. Пушкина, ул. Пушкина, 64
29
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
30
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а
31
Выставка «Серотонин. Формула счастья»
Выставочный зал Союза художников, ул. Цвиллинга, 34
Инсталляция «Части целого»
галерея современного искусства OkNo, ул. Сони Кривой, 79 а